Игровая зависимость

Игровая зависимость начинается с малого.

Современное общество компьютеризировано, технически развито и активно продолжает развиваться. Появляется множество гаджетов, современных телефонов, планшетов с различными программами и приложениями. Что, естественно, очень интересно для нынешней молодежи. И далеко не все приложения дети используют для развития и научения. Чаще всего дети играют в игры на телефоне, планшете или компьютере. Тем самым все свободное время дети проводят за играми в гаджетах, теряя связь с реальным миром.

Игровая зависимость – это нарушение эмоционального фона. Когда эмоции подростка не в порядке, тогда ребенку хочется найти утешение в играх.

Зависимая личность – это своеобразный каркас, на который «нанизываются» зависимости. При этом «выбор» зависимости – стихиен. Характерные черты такой личности – несамостоятельность, неумение отказать из-за страха быть отвергнутым другими людьми, болезненное восприятие критики, нежелание брать на себя ответственность, а значит – подчинение настоящим или мнимым авторитетам. Это люди, которые не чувствуют себя комфортно в одиночестве и бегут от него всеми силами.

Компьютерная зависимость – это пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.

Выделяют психологическую и физиологическую зависимости. Особо распространенными и опасными считаются: чрезмерное увлечение работой в сети Интернет; поглощенность общением on-line; зависимость от видеоигр.

Ключевое чувство любой игровой зависимости – азарт. Вначале человек стремится испытать эти эмоции, а затем неуклонно движется к тому, чтобы они им овладели. Тогда чувство азарта становится аффектом – глубокой и длительной эмоцией, при котором рациональный контроль существенно уменьшается. Игровая зависимость превращает жизнь человека в игру.

Если азарт достигает степени пристрастия, то это именуется аддиктивной зависимостью. Она характеризуется тем, что чрезмерное игровое стремление существует, а его удовлетворение не наступает. На этом этапе сам процесс игры превращается в цель. Болезненное пристрастие становится неудержимым, существование сосредотачивается на игровом пространстве: важно быть там, где играют. К остальной жизни проявляется холодное безразличие. Поэтому обычно зависимые игроки равнодушны, перестают следить за собой, не замечают близких.

Признаки формирования зависимости:

  1. Потребность во все большем времени работы на компьютере для достижения удовлетворения;
  2. Наличие следующих признаков (двух или более), возникающих при прекращении или значительном уменьшении времени работы на компьютере:
    - суетливости;

-тревоги;
-сниженного фона настроения, чувства опустошенности;
-навязчивых мыслей о компьютере;

 -активных действий, предпринимаемых для возобновления доступа к компьютеру;
-уменьшение или исчезновение вышеперечисленных признаков при возобновлении работы на компьютере.

  1. Непреодолимое желание и/или безуспешные попытки прекратить или контролировать работу на компьютере;
  2. Прекращение, сокращение, или видоизменение актуальных ранее видов социальной деятельности;
  3. Продолжение работы на компьютере, несмотря на явные психологические проблемы.

Большую опасность представляют из себя сетевые ролевые игры, когда игрок, вызывая у себя иллюзию социальной адаптации, подсознательно принимает свои успехи в игре за реальные достижения.

То есть в реальной жизни мы живем один раз, у нас нет в запасе второй, третьей или пятой жизни. Поэтому здоровый человек всегда оценивает свои действия, думает прежде, чем совершить какой-то поступок и лишний раз рисковать своей жизнью не будет.

В игре происходит обратная ситуация – у игрока есть задание или цель, которую он должен выполнить, при этом он имеет некоторое количество жизней в запасе. И игрок не задумывается над опасностью и риском, он просто берет и делает то, что требует от него игра, и даже, если он «умрет» в игре, у него есть возможность «воскреснуть» и начать игру заново. В реальной жизни у человека такого шанса нет.

Также опасность привыкнуть к играм в том, что в игре намного легче добиться успеха, стать лидером, заработать виртуальные деньги и т. д., чем в обычной жизни. Успешный в игре, но неуспешный в обычной жизни – вот качество игромана.

Последствия игровой зависимости:

  1. Человек растрачивает не только свое драгоценное время, но и силы. Исчерпав свой запас энергии в мифическом мире, в реальности человек становится равнодушным, пассивным, безразличным к другим людям и даже жестоким. Подросток также может стать агрессивным, неуравновешенным, раздражительным, безынициативным, теряет интерес к окружающей действительности.
  2. Снижение умственных способностей. Учеными из Японии был открыт важный феномен влияния игр на умственное развитие человека (особенно на формирующееся умственное развитие подростка). Оказывается, компьютерные игры тормозят развитие мозга, в частности его лобных долей, отвечающих за обучение и память человека.
  3. Негативное воздействие на психику человека. Когда человек становится одержим компьютерными играми, виртуальный мир становится для него реальным, находясь в нем, он испытывает те же эмоции, что и не одержимый играми человек в реальной жизни, только эти эмоции в несколько раз сильнее.
  4. Ухудшение зрения, повышенная утомляемость глаз. Человек, проводящий немало времени за компьютерными играми, вынужден усиленно напрягать свой зрительный аппарат, в результате чего мышцы глаз подвергаются серьезной нагрузке. Очень часто долгое времяпрепровождение перед экраном компьютера способно вызвать близорукость и дальнозоркость, а также различные виды конъюнктивита.

Рекомендации по профилактике игровой зависимости

Гораздо легче предупредить появление и развитие компьютерной зависимости, чем потом с ней бороться.

Старайтесь разнообразить круг интересов и занятий.  Существует много занятий, которые способствуют получению удовольствия, положительных эмоций, например, совместное проведение свободного времени (поездки, прогулки, занятия спортом, танцами, семейные праздники и так далее).

Важно понимать компьютер – это лишь часть нашей жизни, а не альтернативный мир.

Используйте «живое» общение. Следует больше общаться со сверстниками и родителями. Это поможет не только профилактике рисков, связанных с играми в компьютер, но и развитию доверительных взаимоотношений.

Следите за тем, чтобы уделять должное внимание физическим нагрузкам. Есть факт, что компьютерная зависимость реже появляется у подростков, занимающихся спортом.

Необходимо формировать навыки культуры работы с современной техникой. Целесообразнее это осуществлять на личном примере. При этом важно знать, что компьютер является лишь рабочим инструментом, помощником в выполнении учебных заданий, проектов, во взаимодействии с недоступными в определенный момент времени людьми, а не основным средством проведения досуга. Это позволит снизить ценность общения с компьютером.